В связи с введением в отношении Российской Федерации санкций целым рядом стран, со многими из которых Россия до недавнего времени поддерживала тесные торговые отношения, все сложнее становится выстраивать движение товарных и денежных потоков при внешнеэкономических сделках.
Надо сказать, что в ответ на санкции российское правительство экономических барьеров международной торговле по понятным причинам создавать не стало, ограничив лишь в целях защиты отечественной экономики операции, связанные с движением капитала, и то, главным образом, с резидентами недружественных стран.
Тем не менее, годами сложившиеся схемы работы с иностранными партнерами все чаще дают сбои. И причина этого заключается не в нежелании зарубежных поставщиков или покупателей продолжать вести бизнес с российским компаниями, хотя и такое случается, и не в том, что все регулярно совершавшиеся сделки разом попали под санкционные запреты. Дело в том, что банки и международные перевозчики стали рассматривать участие в сделках российских контрагентов как фактор повышенного риска по комплаенсу.
За последние двадцать лет в мире много что изменилось в части международных торговых операций. Последовательно проводимая мировым сообществом борьба с финансированием терроризма, отмыванием преступного капитала и уклонением от уплаты налогов заставила финансовые учреждения по всему миру создать в своих структурах целый аппарат, на постоянной основе осуществляющий мониторинг всех проходящих транзакций в реальном времени.
Думаю, каждый из предпринимателей хоть раз в жизни сталкивался с запросом из банка с требованием пояснить сущность той или иной банковской операции. Основанием такого запроса является выполнение правила, установленного законами или внутренними документам финансового учреждения. Все направленные клиентами документы служащие банка обязаны изучить, проанализировать, сделать из них выводы, документально зафиксировать сам факт осуществления операции и принятое по итогам рассмотрения документов решение. Все это требует человеческих, временных, технических ресурсов. А это, в первую очередь, деньги. Часто бывает, что затраты банка на осуществление мер комплаенса в отношении конкретной операции превышают его доход от самой операции. В общем и целом, так дела обстоят уже давно.
А теперь представим, что к ранее существовавшим рискам добавляются риски проведения операции, запрещенной теми или иными санкциями. При этом постоянно вводятся какие-нибудь новые. Если речь идет о международных банковских переводах, то в цепочку включаются еще и банки-корреспонденты, часто из недружественных стран. При таких условиях банку проще отказаться от проведения ранее поставленных на поток операций, чем сотнями получать запросы из банков-корреспондентов. Поступающие запросы банк игнорировать не может, поскольку средства клиента могут быть заморожены банком-корреспондентом, да и сам банк-отправитель может столкнуться с крайне неприятными последствиями. Уже сейчас многие российские банки стали взымать комиссию за переводы в долларах США в размере определенного процента от суммы перевода, установив минимально возможную сумму перевода в десять, а то и двадцать тысяч долларов. Это хоть как-то помогает сделать международные валютные переводы рентабельными.
Поэтому, если вы ведете внешнеэкономическую деятельность, нелишне взглянуть на ваши расчеты со стороны и посмотреть, в каких еще валютах можно проводить расчеты, насколько обширна сеть банков-корреспондентов у обслуживающего вас банка. В идеале, у вашего банка могут быть прямые корреспондентские отношения с банком получателя в валюте расчетов. Все промежуточные звенья в текущих условиях увеличивают продолжительность перевода средств и потенциально способны создать проблемы на ровном месте.
В нашей практике известны случаи, когда проблемы с международным переводом возникали только из-за того, что в наименовании получателя было слово, присутствовавшее в наименовании подсанкционной компании. Многих неприятностей можно избежать, если перед отправкой первого перевода новому контрагенту проверить его на нахождение в санкционных списках. Санкционные списки ведут более 20 стран и международных организаций. Среди них США, Великобритания, Швейцария, Евросоюз, Организация объединенных наций и другие.