Участники закупочных процедур хорошо знают, что не так сложно́ исполнение госконтракта, сколько тщательное соблюдение процедуры его заключения. Даже опытные поставщики товаров для государственных и муниципальных нужд рискуют в результате незначительного нарушения оказаться в реестре недобросовестных поставщиков (далее – РНП), включение в который на следующие два года существенно ограничивает, а иногда и исключает возможность участия в торгах.
Наш доверитель успешно выиграл торги, которые проводились в формате запроса котировок в электронной форме. Срок подписания контракта был определён закупочной документацией в пять дней. По причинам организационного характера договор был подписан на шестой день, т. е. с однодневным опозданием. Такое нарушение является достаточным основанием для признания участника уклонившимся от подписания договора и инициирования процедуры включения его в РНП.
В основу позиции защиты нами были положены доводы о добросовестности участника закупки, который имел достаточные товарные остатки, позволявшие исполнить контракт своевременно и в полном объёме, о положительной репутации и многолетнем опыте поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, об отсутствии действительных намерений уклониться от заключения договора, а также о других мерах, которые были им приняты для надлежащего заключения контракта. В результате проверки комиссия ФАС г. Москвы согласилась с нашей позицией и не рекомендовала включать клиента в РНП.
В этой связи напомним два момента, на которые стоит обращать внимание при возникновении подобных ситуаций.
Во-первых, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Но уклонение уклонению рознь, поэтому даже в случае возникновения технических сбоев (неполадок) или элементарного недосмотра со стороны сотрудника, повлёкших пропуски установленных сроков, необходимо направлять письма заказчику, подтверждающие намерение исполнять контракт и при допущенных отступлениях.
Во-вторых, в РНП вносятся не только сведения о самом участнике, но и о его руководителе, участниках, владеющих более 25 процентов долей (акций). Следовательно, в будущем участие в некоторых закупках может быть ограничено не только для провинившегося участника, но для аффилированных с ним лиц. Чтобы исключить риски негативных последствий для групп компаний, участвующих в торгах, совет один — бороться до конца, в том числе, в судебном порядке.