«Черные списки» компаний, блокировка клиентских счетов, бесконечные требования пояснений и документов, неисполнение платежных поручений и другие «прелести» жёсткого банковского контроля – таковы, к сожалению, реалии, в которых нам всем приходится выживать. По сути, банки превратились в фискальных агентов, вынужденных, под угрозой отзыва лицензии следить за собственными клиентами, сколь угодно добросовестными и законопослушными. Беда состоит еще и в том, что каких-либо нормативных границ этого контроля практически не существует, потому что банки руководствуются закрытыми рекомендациями Центрального Банка и собственной, зачастую непонятной клиентам, практикой. Тем ценнее откровенный разговор с банкирами, готовыми прямо рассказать о «правилах игры», навязанных государством.
В таком разговоре, организованном ведущим екатеринбургским деловым изданием «Бизнес и Жизнь», принял участие партнер юридической фирмы «НБ Консалтинг» Николай Бабушкин.
Николай Бабушкин, партнерВ последнее время мне довольно часто приходится заниматься решением клиентских проблем, возникающих в результате избыточного банковского контроля. К сожалению, далеко не всегда понимание источника этих проблем и путей их решения лежит в правовой плоскости. К примеру, регулятор требует от банков следить за соблюдением клиентами обязательного уровня налоговой нагрузки в размере 0,9% от выручки компании. Естественно, никакими правовыми актами ни этот размер, ни возможность его контроля банками не установлены, однако несоблюдение такого «норматива» фактически грозит самыми серьезными последствиями, вплоть до закрытия счета. К этому же может привести, например, даже однократный платеж контрагенту, внесенному ЦБ РФ в «черный список», причем список этот для клиентов закрыт. Старый банковский принцип «знай своего клиента» усилиями регулятора трансформировался в формулу «знай своего клиента, проследи, чтобы он уплатил налоги и проконтролируй добросовестность его контрагентов». Ольга Викторовна Шарушинская, руководитель филиала СДМ-банка в г. Екатеринбурге, предельно честно и конкретно рассказала об этих и многих других условиях, которые приходится выполнять как кредитным организациям, так и их клиентам. Можно сколь угодно долго возмущаться действиями банков, порой действительно идущими вразрез с требованиями закона, но куда продуктивнее понять логику современного банковского контроля и попытаться выстроить свою работу в соответствии с его требованиями.