Юридическая фирма НБ Консалтинг

+7 (343) 379-79-10
+7 (343) 379-79-11
+7 (343) 379-79-96
Екатеринбург

Четверг, 22 июня 2017 17:27

Не лотом единым ...

nishnevichЮрий Нишневич, руководитель коммерческой практикиОбъединение нескольких закупок в один лот экономит время заказчика, но в то же время ограничивает доступ участников к торгам как высокой начальной ценой, так и включением в техническое задание разнородных несвязанных между собой товаров, работ или услуг. Например, компании, специализирующейся на реализации лекарственных препаратов, как правило, затруднительно поставить чистящие средства. Или строительной фирме может быть «не с руки» поставлять бытовую технику.

Законодательство о контрактной системе не предусматривает чётких критериев, являющихся основанием для объединения товаров в объект закупки, регулируя, в первую очередь, процедуру осуществления торгов. Возможно, это вызвано сложностью разработки универсальной методики формирования лота, которая бы была применима к миллионам видов товаров (работ, услуг) и их комбинациям.

Однако не стоит утверждать, что участники закупок лишены правовых инструментов для противодействия укрупнению лотов. Сам Закон о контрактной системе устанавливает общий запрет на включение в документацию требований, которые влекут ограничение количества участников, т. е. отсылает к антимонопольному законодательству.

В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Если объединённые в один лот товары имеют одну область применения, направлены на общий результат, имеют единое целевое назначение и поставка таких товаров обусловлена их работой в едином комплексе либо в качестве единой технологической цепочки, то нарушение антимонопольного законодательства вряд ли присутствует. В то же время при наличии доказательств включения в состав лота товаров, технологически и функционально не связанных с товарами, поставки которых являются предметом торгов, такие действия могут квалифицироваться как недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что является основанием для обжалования положений закупочной документации в антимонопольную службу и последующего привлечения должностных лиц к ответственности. Но всё же, что скрывается за формулировкой «технологически и функционально несвязанный товар»?

Практика антимонопольной службы и арбитражных судов по признанию объекта закупки искусственно укрупнённым сложилась неоднозначная, однако её анализ позволяет привести конкретные примеры, которые позволяют доказывать факт ограничения конкуренции путем укрупнения лота. Стоит отметить, что укрупнение лота может происходить не только путём включения в закупку разнородного товара, но и иметь скрытую, завуалированную форму.

Анализ правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу позволяет выделить случаи неправомерного укрупнения лотов.

  1. Объединение в рамках одной закупки товаров, для реализации которых требуется лицензия, с товарами, продажа которых не предполагает наличие специального разрешения. Негативные последствия: круг потенциальных участников ограничивается только компаниями, обладающими лицензией.
  2. Закупка в рамках одного контракта продуктов, относящихся к разным товарным группам и имеющих разные характеристики и назначения. Негативные последствия: исключается доступ компаний, которые специализируются на продаже определённых товаров.
  3. Включение в одну закупку работ, которые должны выполняться одновременно в разных районах населённого пункта, не граничащих друг с другом или в группе учреждений, расположенных в разных местах. Негативные последствия: исключается доступ малых и средних предпринимателей, готовых выполнить работы в рамках одного района или в одном учреждении.
  4. Включение в одну закупку подрядных работ с условием об одновременной поставке товаров или оборудования, не имеющих отношение к выполняемым работам. Негативные последствия: круг потенциальных участников существенно ограничивается.
  5. Закупка товаров, осуществляемая для выполнения своих функций какими-то подразделениями заказчика (школьной столовой, лабораторией или гаражом). Негативные последствия: декларируемые в документации цель или место использования закупаемых товаров в качестве основания для объединения товаров в один лот при отсутствии функционального или технологического единства создаёт условие для монопольной закупки и ограничивает круг потенциальных участников.

Зачастую победителем торгов с укрупнением лотов становится компания, являющаяся скорее посредником, чем игроком рынка соответствующих товаров, работ, услуг. Не сниженная в ходе торгов по причине малого количества участников цена позволяет посреднику закупать товары у профильных компаний уже на рыночных условиях. В этой связи негативным последствием названных нарушений является перерасходованные бюджетных средств. А увеличение максимальной цены контракта, служит своеобразным барьером для участия в закупках малых и средних предприятий, которые могли бы побороться за заключение государственного или муниципального контракта, т. к. его изначально высокая цена пропорционально увеличивает и размер обеспечения заявок.

Оперативным способом защиты прав участников является обращение с соответствующей жалобой в орган Федеральной антимонопольной службы. Защита права возможна и в судебном порядке, однако сроки проведения закупок требуют получения более оперативного решения по спорному вопросу. Обжалование действий заказчика в антимонопольной службе не исключает последующее обращение в арбитражный суд. Повторно отметим, что укрупнение лота само по себе не является нарушением действующего законодательства, а доказывать необходимо именно ограничение или устранение конкуренции, которое возникает при объединении в закупке множества товаров, работ и услуг.

Несправедливым будет мнение, что законодатель упустил из виду рассматриваемый в настоящей статье источник злоупотреблений. В ноябре 2016 г. Минэкономразвития РФ опубликовало законопроект, призванный дополнить Закон о контрактной системе нормой, которая разрешает Правительству РФ определять требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что при осуществлении закупок присутствует отрицательная практика объединения заказчиком нескольких закупок в один лот, что нарушает принцип обеспечения добросовестной конкуренции и оказывает негативное воздействие на экономическое развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Установление чётких критериев формирования лотов, по мнению инициаторов изменений, позволит, а том числе, исключить намеренное укрупнение лотов, а также положительно отразится на развитии конкуренции.

Пока законодатель решает вопросы, связанные с уточнением действующих норм, участники закупок вынуждены бороться за свои права, обращаясь не только к действующему закону, но и к здравому смыслу, а также к квалифицированной помощи юристов, которую мы готовы всегда оказать.

Юрий Нишневич,
руководитель коммерческой практики

Адрес: 620014, г. Екатеринбург,
ул. Радищева, д. 33, 3 этаж, а/я 398

Тел./факс: +7 (343) 379-79-10,
+7 (343) 379-79-11, +7 (343) 379-79-96
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Право 300

leader button a

Integrated Advisory Group   Member of
IAG International