Юридическая фирма НБ Консалтинг

+7 (343) 379-79-10
+7 (343) 379-79-11
+7 (343) 379-79-96
Екатеринбург

Вторник, 16 февраля 2016 00:00

С «налоговых небес» на землю …

Николай БойковОбязательность ведения оффшорной компанией бухгалтерского учета и хранения первичной документации становится одной из современных реалий. С такими напоминаниями, полученными от профессиональных посредников, занимающихся регистрацией и обслуживанием компаний в оффшорных юрисдикциях, столкнулись многие владельцы «островных» фирм. Если еще несколько лет назад владелец «оффшорки» мог (не без оснований) рассматривать свою компанию как некий «неподотчетный» кошелек, то в нынешних условиях она все больше становится похожей на «нормальную» фирму. Уведомления зарегистрированных агентов о необходимости раскрытия им информации о том, где находятся бухгалтерские книги компании, владельцы «оффшорок» получают уже пару лет. Причем в последнее время самые ответственные из оффшорных регистраторов стали под угрозой сложения полномочий их номиналами просить также предоставлять и копию бухгалтерской отчетности.

Попробуем разобраться, что здесь и к чему. Не секрет, что давление на оффшорные юрисдикции со стороны «континентальных» правительств и созданных ими организаций по борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов с каждым годом только растет. Те из них, которые не идут на сотрудничество, рискуют попасть в пресловутые «черные списки». В отношении компаний, которые зарегистрированы в юрисдикциях из «черных списков» большинством экономически развитых стран предусмотрены заградительные барьеры в виде «драконовских» налогов, изымаемых у источника выплаты.

В этой связи правительствами многих оффшорных юрисдикций в национальное законодательство внесены изменения, касающиеся обязанностей зарегистрированных в них компаний вести бухгалтерский учет и хранить первичные документы с тем, чтобы они могли быть предоставлены компанией по запросу компетентного органа страны регистрации. Не полагаясь на многочисленные комментарии коллег, которыми пестрит Интернет, мы решили проанализировать первоисточники в отношении двух наиболее распространенных оффшорных юрисдикций.

В 2012 году были приняты поправки в Закон Британских Виргинских островов 2003 года «О взаимной правовой помощи по налоговым вопросам» в соответствии с которыми компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, помимо хранения любой другой документации, предусмотренной законом, обязаны хранить в офисе зарегистрированного агента или в любом другом месте на территории Британских Виргинских островов или за ее пределами, бухгалтерские записи и документацию, которые должны отражать и объяснять сделки компании и на любой момент времени позволять определить финансовое положение компании с достаточной точностью. Указанные записи должны храниться компанией в течение 5 лет с момента завершения сделки, к которой эти записи относятся, или с момента прекращения отношений с контрагентами, к которым относятся эти записи. В случае, если бухгалтерские записи и первичная документация хранятся компанией в месте, отличном от офиса зарегистрированного агента, копания должна сообщить зарегистрированному агенту адрес хранения этой документации, а при его смене - уведомить зарегистрированного агента.

Аналогичные изменения были внесены в 2013 году в Закон «О международных коммерческих компаниях» Сейшельских островов, только период хранения бухгалтерских записей и документации составляет 7 лет. Каждая из зарегистрированных на Сейшельских островах компаний должна до 31 декабря каждого года предоставлять зарегистрированному агенту декларацию о том, что компания ведет бухгалтерские записи в соответствии с законом и такие записи могут быть предоставлены уполномоченному органу через зарегистрированного агента.

Возникает закономерный вопрос. Для чего в законодательство оффшорных юрисдикций вносятся эти изменения? За ответом далеко ходить не пришлось. Его легко уяснить, ознакомившись, например, с Конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанной в Страсбурге 25.01.1988 г. Участницей этой конвенции является и Российская Федерация, для которой Конвенция вступила в силу с 1 июля 2015 года.

Конвенция предусматривает административную помощь в обмене между странами-участницами информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов (статья 4 Конвенции). По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предоставляет запрашивающему государству любую информацию относительно отдельных лиц или операций. Если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса о предоставлении информации, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией (статья 5 Конвенции).

Вы, наверное, уже догадались, что информационный голод налоговых органов запрашивающего государства будет удовлетворяться путем направления запроса зарегистрированному агенту компании о предоставлении бухгалтерской документации и первичных документов. По смыслу рассмотренных выше изменений в национальное законодательство «островных» юрисдикций, прохождение информационного запроса будет выглядеть примерно так: Запрашивающее государство => оффшорная юрисдикция => зарегистрированный агент => компания.

Занимательная выходит картина. Спешим, тем не менее, несколько успокоить наших читателей, наиболее внимательные из которых, наверное, заметили, что в соответствии со статьей 5 Конвенции информация предоставляется-то любая, но только в отношении отдельных лиц или операций. В этой связи получение российскими налоговыми органами информации по «сплошным» запросам в отношении множества компаний представляется маловероятным.

Вывод же из всего вышенаписанного следующий. В связи с тем, что появились дополнительные риски, связанные с раскрытием информации, которая до некоторого времени считалась недосягаемой, следует внимательно отнестись к вопросу о реальной необходимости использования оффшорных компаний в корпоративной или торговой структуре вашего бизнеса, а убедившись в том, что «оффшор» все же необходим, тщательно проанализировать, основываясь, в том числе, на нормах российского законодательства и практике его применения, чем это раскрытие грозит и что в построении вашей бизнес-цепочки может повлечь за собой информационный запрос. Мы, в свою очередь, опираясь на наш опыт, готовы оказать в этом практическую помощь.

Николай Бойков

P.S. Поправки, принятые к национальным законам о компаниях в большинстве оффшорных юрисдикций, предусматривают также обязанность компаний хранить реестр директоров и акционеров у зарегистрированных агентов. Интересно, зачем?

 

Адрес: 620014, г. Екатеринбург,
ул. Радищева, д. 33, 3 этаж, а/я 398

Тел./факс: +7 (343) 379-79-10,
+7 (343) 379-79-11, +7 (343) 379-79-96
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Право 300

leader button a

Member of
iag global