Юридическая фирма НБ Консалтинг

+7 (343) 379-79-10
+7 (343) 379-79-11
+7 (343) 379-79-96
Екатеринбург

Вторник, 01 апреля 2014 00:00

Минфин в поисках оффшоров

Минфин РФ18 марта 2014 года Минфин России опубликовал грозный законопроект, призванный окоротить тех «недобросовестных» россиян, которые владеют компаниями за рубежами Отечества. Попробуем разобраться, как именно Минфин планирует осложнить жизнь своим подопечным налогоплательщикам.

Прежде всего, в российское законодательство вводится термин «контролируемая иностранная компания» (КИК). В качестве таковой признается иностранная организация, которая:

  • не признается налоговым резидентом РФ, но является налоговым резидентом государства или территории из очередного «черного списка» Министерства финансов РФ;
  • не является публичной компанией;
  • контролируется физическими или юридическими лицами – налоговыми резидентами России.

«Черный список» пока является загадкой, но можно предположить, что в него наверняка войдут все классические оффшорные юрисдикции. Главная интрига, на мой взгляд, возникает в отношении Кипра – будет ли внесен в список главный фаворит российских схем налогового планирования?

Что касается «контролирующего лица», то это понятие сформулировано максимально широко. Российские граждане или компании будут считаться «контролирующими» в том случае, если они прямо или косвенно, мытьем или катаньем, в одиночку или группой лиц, оказывают или могут оказывать определяющее влияние на решения КИК в части распределения прибыли. В качестве частного случая такого контроля признается участие в иностранной организации в том или ином виде на 10%.

Счастливый обладатель КИКа, по мысли Минфина, обязан сам прийти с повинной в налоговую инспекцию, сдав все имеющиеся явки и пароли, включая финансовую отчетность своей иностранной компании и признательные показания в отношении того, как именно он ее контролирует. Штраф за непредставление таких сведений составляет 100.000 рублей.

Далее налогоплательщик самостоятельно рассчитывает прибыль КИКа по правилам Налогового Кодекса РФ, уменьшая ее только на величину выплаченных дивидендов, и включает в свою налогооблагаемую базу в доле, соответствующей его доле участия в иностранной организации. Если свою долю участия в иностранной организации налогоплательщик определить затрудняется, то включить следует, не мелочась, всю прибыль КИКа целиком. С рассекреченной прибыли своего КИКа физическое лицо уплатит 13%, а юридическое – 20%, чем очень поддержит хиреющий российский бюджет.

Ни на секунду не сомневаюсь, что владелец компании на Британских Виргинских островах, с номинальными акционерами на Сейшелах и счетом в Прибалтике, немедленно после принятия закона совершит все описанные выше действия, представляющиеся в высшей степени разумными, и встанет в длинную очередь к кассе Сбербанка с благородной целью заплатить государству следуемое, а в противном случае всевидящее око российской налоговой службы разыщет нерадивого, невзирая на все его острова и номиналов.

Если говорить серьезно, то законопроект, по всей видимости, претерпит серьезные изменения, поскольку в таком виде он, при всей видимой жесткости, выглядит достаточно комично. Пока с уверенностью можно сказать, что налоговые органы «дотянутся» до тех налогоплательщиков, которые в целях минимизации налогообложения используют иностранные компании при получении пассивных доходов от источников в Российской Федерации, например, в качестве дивидендов или процентов по займам.

Таким образом, никакого повода для паники нет, но совершенно не лишним будет совместно с юристами провести ревизию своих иностранных компаний.

партнер

Адрес: 620014, г. Екатеринбург,
ул. Радищева, д. 33, 3 этаж, а/я 398

Тел./факс: +7 (343) 379-79-10,
+7 (343) 379-79-11, +7 (343) 379-79-96
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Право 300

leader button a

Member of
iag global